16+ Google+ Twitter ВКонтакте

В каждом номере газеты программа кабельного телевидения

«Лира» вместо вешалки

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ТЕАТР В МАРИЙСКОМ КРАЕ

Театр в Марийском крае начинался с любительских спектаклей, устраиваемых местной интеллигенцией.

Для спектаклей обычно отводили пустующие здания-бараки. В Царевококшайске даже существовал кружок любителей искусств «Лира», который и устраивал представления.

Но подлинный подъем театрального дела в крае наступил после революции. Ведь театр был именно той формой искусства, которая была близкой и понятной людям не очень грамотным, а зачастую и вовсе не умеющим читать и писать. Он обращался напрямую к чувствам зрителей, получая ответную реакцию благодарной публики.

Марийский драматический театр появился в 1919 году - сначала как передвижной. Он был создан на базе Ошламучашского любительского драмкружка, основанного в начале того же 1919-го. Первым режиссером театра стал И.Т. Беляев, которого еще звали Ошламучаш Йыван - Иван из Ошламучаша. Свои выступления театр начал 29 ноября 1919 года премьерой спектакля по пьесе Тыныша Осыпа «По велению закона» («Закон шумлык»).

Театральные коллективы в то время появлялись не только в нашем городе. 27 мая 1920 года по инициативе марийского драматурга, преподавателя Сернурских педагогических курсов Александра Федоровича Конакова (1887 - 1922) в Сернуре был проведен первый Праздник красного цветка - Йошкар Пеледыш пайрем. Из праздничной программы возник спектакль «Чачавий» по пьесе Чавайна «Йыланда», поставленный Конаковым в 1920 году. Главную роль играла Анна Георгиевна Чемекова - любимая и, как считалось, наиболее способная ученица Конакова. Роль хана в спектакле досталась Шабдару Осыпу, учившемуся в Сернурском педтехникуме и впоследствии ставшему известным марийским писателем. Одну из ролей исполнял и муж Анны Чемековой - Максим Николаевич Николаев, в 1921 году возглавивший Сернурский кантонный комитет партии.

Театру отдали свой талант основоположник марийской профессиональной литературы С.Г. Чавайн и Я.П. Майоров, зачинатель марийской драматургии, выступавший под псевдонимом М. Шкетан. С 1948 года Марийский театр носит его, Шкетана, имя. Сам Шкетан был в театре актером, режиссером и автором пьес, среди которых наиболее известны «Сардай» (1922 год) и «Ачийжат-авийжат!..» - «Эх, родители!..» (1923 год).
За свою более чем 90-летнюю историю Марийский театр познал немало творческих побед. В 1929 году он выступал в Москве на Всесоюзной олимпиаде со спектаклями «Пасека» и «Живая вода» по пьесам Чавайна. Итогом выступлений стали теплый прием московских зрителей и диплом I степени.

Жестокие потери Марийский театр понес в 1937 - 1938 годах, лишившись «марийского соловья» - режиссера Янаева, неподражаемого Йывана Кырли, первого марийского режиссера-профессионала Маюк-Егорова, талантливой актрисы широчайшего творческого диапазона Филипповой.

Но даже после таких невозвратимых утрат Марийский театр продолжал жить, давая талантам дорогу на сцене. Из недр его фактически вышли все другие профессиональные театральные коллективы столицы республики. Это и Русский театр, ныне ставший академическим, и театр кукол, и театр оперы и балета, ныне носящий имя «марийского Моцарта» Эрика Сапаева, и Марийский театр юного зрителя.

Возможно, йошкаролинцы старшего поколения еще помнят чудо-терем - здание Марийского театра на улице К. Маркса (ныне Вознесенская), построенное в 1926 году по проекту архитектора Г. Гвоздецкого. Это здание вдохновенно воспела в своих воспоминаниях Сарра Кириллова, в 1974 - 1987 годах главный режиссер Марийской драмы. Сарра Степановна до самой смерти не могла простить снос чудо-терема в 1985 году - по ее словам, это было «преступление, преднамеренное злостное убийство уникального здания». Она писала: «Так переживают гибель родного, близкого человека. Нелепая, бессмысленная гибель. Ну кому она мешала - эта «чудо-деревяшка»?! Так ее прозвали не с пренебрежением, а тепло и сердечно. У меня и у многих других душа разрывается и плачет от горя, что ее больше нет. Это хорошо, что отстроен театр для детей и юношества, но почему, почему понадобилось именно это место на реке Кокшаге?»
О каждом актере Марийского театра впору писать не очерк, а целую книгу, настолько яркими, глубокими и разнообразными были их перевоплощения в персонажей пьес, которых они переиграли великое множество. О некоторых актерах можно сказать, что они при жизни стали театральными легендами. В 1998 году Марийский театр получил международную «Золотую пальму», а в 1999 году - международный Гран-при.

На сцене театра им. М. Шкетана зритель видел не только марийских драматургов. Ставились здесь и творения Шекспира, Лопе де Веги, Шиллера, А. Островского, Горького, Вишневского, Розова, Фадеева, Брехта, Полевого. Визитной же карточкой театра уже давно стала «Салика» Сергея Николаева. Главная героиня из театрального персонажа сделалась брендом республики: ее именем называют магазины, предприятия, кафе, творческие коллективы. В прошлом году творческими силами Национального театра был снят фильм «Салика». Его растиражировали на DVD, обладатели которых могут у себя дома по достоинству оценить игру марийских актеров.
Близость к народным корням, обращение к национальной культуре снискали театру им. М. Шкетана популярность среди зрителей и уважение профессионалов. Это один из тех коллективов, что сделали Йошкар-Олу одной из театральных столиц России и финно-угорского сообщества. А начиналось все, как мы помним, с небольших театральных народных кружков сто с небольшим лет назад. Поистине этот век стал для Марийского края театральной эпохой.

Василий ВОСТРИКОВ