16+ Google+ Twitter ВКонтакте

В каждом номере газеты программа кабельного телевидения

Место силы Ивана Ямбердова

К 55-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА

В генетической памяти этого марийского живописца заложено особое ощущение природы и осознание силы места.

Рано, в дошкольном возрасте, он остался без отца, трагически. В сохранившейся отцовской рубахе, испещренной живописными следами кисти, художник пишет новые холсты…

Учеба в Художественном училище Йошкар-Олы завершилась дипломной композицией, посвященной родной деревне: «Утро в Карамасах». Высшее профессиональное образование дал Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. «Родная земля» - так Иван Ямбердов назвал дипломную картину. И странная история: ни та, ни другая работа не сохранилась.

«Мой педагог и руководитель Трошев Евгений Николаевич зажег во мне интерес к рисунку, много дал в понимании специфики профессиональной рисовальной школы, показал, как именно работать карандашом, - рассказывает Ямбердов. - С тех пор люблю зарисовки! На 3-м курсе он мне сказал, что теперь ты сам можешь учить... Что такое учитель? Вспоминаю ситуацию из детства, когда дрова для костра разложат, а спички зажечь нет. Не всем удается быстро понять, что в учебе надо не столько поставить пластику в рисунке, как музыканту руку, главное - надо мозги поставить!».
К юбилею Йошкар-Олы в 1984 году Ямбердов написал групповую портретную композицию своих карамасских земляков. Вскоре последовала персональная выставка в Таллине. А дальше - выставка за выставкой. Не счесть! «Какое количество работ написал? Никогда не считал!». «Тебе было когда-нибудь скучно жить?» «Нет, не никогда. Мне интересно все наблюдать как словно невзначай, меняется мгновение!»

В его биографии случилась и знаковая выставка в Новгороде, посвященная 1000-летию Крещения России. Тогда по разрешению настоятеля храма Ямбердову позировал профессиональный звонарь Павел Цветков.
Иван Ямбердов сохраняет многожанровое состояние: пишет портреты, жанровые картины. В его практике есть и театральная живопись для марийского спектакля. Метафоричность образов - суть его творческого мышления. Все, на что направлено движение мысли, эмоция, становится для него предметом искусства. Ямбердов много путешествует по России, бывал и в Европе. Домой всегда возвращается переполненным творческими впечатлениями, с обильным живописным багажом, готовый к следующей выставке и встрече со зрителями. Одной из недавних персональных выставок в Национальном музее Иван Ямбердов дал знаковое марийское название «Ава» - «Мать». Каждый проект художника обретает новый ракурс, в каждом суммируется и обобщается личный творческий опыт.

В преддверии нынешней выставки, посвященной юбилею художника, не удержалась от вопроса: «Иван Михайлович, что для тебя дата «55»?» Он ответил: «Да я не к дате иду! Работы в искусстве все больше и больше, как никогда!» Его художническое мышление, активное цветовосприятие мира, своеобразная «пульсирующая» манера живописи с эффектом «свечения» в новых работах отображают натуру динамичную, мыслящую, переживающую сердцем судьбу своего народа и Времени.

Понятие «место силы» в официальной науке вызывает сомнение. Но творческие люди в таких местах непременно развиваются и осознают свое предназначение. И несомненно, что местом силы для талантливого художника Ивана Ямбердова является его родная марийская земля.

Людмила КУВШИНСКАЯ,
искусствовед