16+ Google+ Twitter ВКонтакте

В каждом номере газеты программа кабельного телевидения

Большая перемена

С приходом на должность главы российского Минобра Ольги Васильевой стало очевидно, что систему образования в стране ждут изменения, но изменения постепенные и упорядоченные. Какие же предложения высказала новый министр и что думают о переменах в сфере школьного образования руководители школ г. Йошкар-Олы?

 

ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ

 

Вектор развития системы образования Ольга Васильева обозначила еще в августе, во время Общероссийского родительского собрания. Так, она обратила внимание общественности на необходимость поднять престиж профессии учителя и создать национальную систему учительского роста. В этой системе планируется ввести дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока речь идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель. Ольга Васильева полагает, что введение системы произойдет к 1 января 2018 г., хотя, возможно, и позже – профстандарты могут вводиться постепенно до 2020 г.

Комментируя эти задачи, директор йошкар-олинской школы № 17 Ирина Богатырева отметила, что они очень важны для привлечения в школы молодых компетентных педагогов, активных, креативных, способных сделать процесс обучения современным, динамичным, творческим, а также для преемственности учительских поколений. «Сейчас, к сожалению, средний возраст учителей в коллективах школ неуклонно увеличивается, – говорит Ирина Владимировна. – Учителя уходят на заслуженный отдых, вместе с ними уходят опыт, мастерство, передавать которые зачастую просто некому молодежи в школах очень мало. Меры по привлечению молодых кадров, поддержке учительства в целом были бы сейчас наиболее необходимы».

 

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ

 

Большой резонанс вызвало предложение министра вернуть в школы трудовое воспитание. Ведь сейчас школьника без разрешения родителей нельзя привлечь даже к уборке класса. Многие люди старшего поколения, вспоминая свой опыт, и педагоги в том числе, приветствуют эти планы. «Не секрет, что большинство современных детей растет, не получая даже простых трудовых навыков, – делится директор школы № 17 Ирина Богатырева. – Они не всегда уважают и труд других людей. Возможно, что совместная трудовая деятельность в стенах школы либо на производстве в форме практики поможет ценить не только собственные усилия, но и чужие. Вряд ли человек, неоднократно вымывший пол за своими приятелями, станет намеренно пачкать и мусорить».

 

НЕ ПУТАТЬСЯ С УЧЕБНИКАМИ

 

Среди предложений Ольги Васильевой было также сокращение ассортимента учебников, приведение учебной программы к общему стандарту и развитие единого образовательного пространства по всей стране. По словам педагогов г. Йошкар-Олы, эти шаги актуальны как никогда. «Единые учебники и программы необходимы, поскольку дети иногда вынуждены менять место жительства и, соответственно, школу, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 4 Елена Гребнева. – Мы и в нашей школе наблюдаем, как детям, перешедшим к нам из других школ, приходится непросто». Кроме того, по мнению Елены Николаевны, в школах неплохо было бы ввести информирование детей об общественной жизни, своего рода аналог былых политинформаций. Это развивало бы у школьников кругозор, позволило бы им лучше ориентироваться в современных реалиях. Положительно отзывается завуч и о введении уроков астрономии, добавляя при этом, что, разумеется, нужны современные учебники и наглядные материалы.

Также Елена Гребнева высказала и свои взгляды на развитие школьного образования. Это, например, решение вопроса об издании справочных материалов, работающих по принципу готовых домашних заданий. Это нужно, чтобы дети не списывали ответы в Интернете, а самостоятельно работали дома над заданиями.

 

УСЛУГИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

 

Некоторые из предложений министра порадовали учителей особенно, например разработка новых принципов взаимоотношений между школой и родителями. В частности, образование больше не будет считаться услугой, что тоже нацелено на поднятие престижа профессии. А еще новый министр обещала педагогам разгрузить их от бумажной отчетности, которая, что говорить, отнимает достаточно времени. Здесь вариант решения вопроса – создание в школах электронной базы данных и ее регулярное обновление.

 

ЕГЭ СТАНЕТ ДРУГИМ

 

Предстоит также эволюция ЕГЭ. Единый госэкзамен будет постепенно уходить от тестов и переходить к развернутым ответам. По мнению министра, это заставит школьников более углубленно заниматься предметом.

Среди других предложений, высказанных Ольгой Васильевой, – возвращение в школы внеклассного чтения, возможность замены одного из трех уроков физкультуры ритмикой и развитие в школах кружков по шахматам, спорту и музыке.

Сначала сочинение, потом ЕГЭ

 

В 2017 г. порядка 3 тысяч 11-классников Марий Эл пишут итоговое сочинение (изложение). Каких-либо изменений в содержательном плане и в процедуре проведения для школьников нет.

 

Итоговое сочинение школьники будут писать 7 декабря 2016 г., 1 февраля и 3 мая 2017 г. Тематические направления для сочинений 2016/17 учебного года размещены на официальном сайте Минобразования РФ. Среди них – «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Школьникам за 3 ч 55 мин. нужно будет раскрыть одну из пяти тем по вышеназванным направлениям. При этом сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 мин. до начала процесса написания. Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого госэкзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Проверяют сочинения комиссии образовательных организаций.

Эксперимент по-русски

 

Рособрнадзор проводил пилотную апробацию двух организационных моделей устной части основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку, который сдают выпускники 9 классов. Эксперимент пока проводился в трех регионах: в Московской области, Татарстане и Чечне.

 

Первая модель устного экзамена по русскому языку аналогична модели устной части ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам. Экзамен проводится за компьютером с использованием специальной программы и аудиогарнитуры. В процессе экзамена учащийся дает устные ответы на задания. Ответы записываются и направляются для дальнейшей проверки экспертам. 

Вторая модель предполагает устный экзамен в форме беседы на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. При этом в аудитории присутствует независимый эксперт, который оценивает качество устной речи экзаменуемого. 

По мнению руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, введение устного экзамена по русскому языку в 9, а затем и в 11 классах может стать очередным важным шагом на пути к совершенствованию итоговой аттестации. Устный экзамен дает школьникам возможность полнее раскрыть не только свои знания, но и творческие способности, продемонстрировать коммуникативные навыки.

Для эксперимента выбрали по 10 школ в каждом из трех регионов. Причем выбрали в том числе и те школы, в которых изучают национальные языки, а также школы со стабильно низкими результатами ЕГЭ по русскому языку. В каждой школе апробируются обе организационные модели устного экзамена в параллельных 9 классах. 

 

Надежда КРАСНОВА